Добро пожаловать на сайт, посвященный 150 летию города Владивостока,
                                                                                               его истории, людям, событиям

Дальзавод


Начало.  

В 1865 году в районе нынешнего морвокзала начали строительство небольшого механического заведения (так тогда говорили) и литейной. В деревянных строениях установили станки. Через два года мастерские обзавелись эллингом.  Здесь проводили ремонтные, главным образом такелажные, работы. Построили два бота, затем парусную шхуну "Эмилия", несколько плашкоутов и барж для повседневных нужд порта.

К концу 70-х годов  XIX века Адмиралтейство Военного порта состояло из восьми деревянных мастерских, имело несколько магазинов (складов), эллинг, стапеля. Здесь же был собран железный пароход "Амур", доставленный в разобранном виде.

 

В 80-х годах XIX века началось регулярное пароходное сообщение между центральной Россией и Владивостоком на кораблях Добровольного флота. Стало понятно что маломощных  мастерских не хватает. Средний и капитальный ремонт флота приходилось проводить в японских и других иностранных портах. Назревала необходимость строительства более крупного и технически оснащенного завода и велись поиски места для него.

 

В сентябре 1872 года главный командир портов Восточного океана писал управляющему морским министерством: "Я полагаю механическое заведение поставить на пространстве от церкви до и даже за артиллерийские казармы, которые придется перенести в другое место. Тут же будут главные мастерские порта. Место это удалено на порядочное расстояние от выстрелов неприятеля со стороны обоих заливов и достаточно приглубо. Старый порт я полагаю обратить в доковое Адмиралтейство. Помимо закрытости своей внутри бухты, вновь избираемое для Адмиралтейства место имеет за собой то преимущество, что, представляясь довольно обширной, глубоко вдавшейся внутрь и несколько покатой лощиной, оно способно вместить в себя все склады и адмиралтейские устройства, группируя их на небольшом расстоянии друг от друга."

Выбор места был сделан.

В 1883 году под руководством инженер-полковника В.В. Иванова заложили каменное здание для портового механического заведения. Строительство продвигалось медленно. Через два года устроили торги и Владивостокский купец Линдгольм заключил контракт с портовой конторой на достройку. К концу того же года здание состоявшее из двух флигелей, соединенных между собой одноэтажной частью, было в основном сооружено.

На следующий год предстояло заложить вторые этажи кирпичных флигелей, сделать фундаменты под станки, в машинном отделении сложить стенку, отделив таким образом машину от котла, подвести под него фундамент.

В 1886 году, в основном закончив здание механического заведения, Линдгольм заключает новый контракт на постройку медно-котельной и литейной мастерских, кузницы и одноэтажного здания с кирпичной трубой под паровые котлы, которые предназначались для отапливания построенных помещений. На следующий год оба здания были готовы. Кроме этого, поставили на фундамент, поставили металлическую шлюпочную мастерскую по проекту инженер-полковника Жаринцева, изготовленную в Англии. Все это обнесли дощатым забором высотой в одну сажень (2.1 метра) и протяженностью 363 сажени.

14 октября (26 по новому стилю) 1887 года состоялся молебен и завод официально вошел в действие. 

Газета «Владивосток» так оценило событие открытия:
«Ввиду предполагаемого усиления Тихоокеанской эскадры и ее будущего значения на нашем Дальнем востоке постройка новых мастерских является вполне своевременной. Поэтому нельзя не приветствовать окончание столь капитального здания, как новый завод, сооружение которого по справедливости составляет эпоху для нашего порта, так как этим положено основание новому Адмиралтейству, где отныне сосредоточится вся наша главная техническая деятельность».

Новое Адмиралтейство.

Все мастерские в старом порту предполагалось упразднить к 1888 году, перенеся их на территорию нового порта. Пока же здесь стояли на ремонте пароходы «Суйфун», «Америка», «Амур», на стапелях под навесом находились шесть миноносок, минные катера и баркасы.  

Действовали при старом Адмиралтействе и две части первого на Дальнем востоке плавучего дока. На истории его появления во Владивостоке надо остановиться поподробнее.

12 мая 1881 года вице-адмирал И.Ф.Лихачев заключил с английской фирмой «Кларк и Стенфильд» контракт на изготовление плавучего дока для Владивостокского порта. Первую его часть отправили на парусном судне уже в январе 1882 года.

Сборка дока началась 1 октября 1882 года и велась наемными рабочими под руководством инженера штабс-капитана Максимова.  Рабочих на строительстве перебывало около тысячи, но на следующий год осталось только трое – настолько тяжелыми были их условия труда. Люди не выдерживали и «брали расчет».

«Условия труда в доках крайне тяжелы.  Так зимою слесарь работает в холодно дощатой мастерской, а прочие на открытом воздухе, причем несколько пар креплют на подвесных мостках, на высоте 40 футов от поверхности воды, где с непривычки опасно даже стоять, а не только работать. Прошлой осенью массы мастеровых работали по колено в воде…»

9 ноября 1883 года первую часть дока спустили на воду.

Док должен был состоять из четырех частей, за изготовление которых взялись русские заводы. Построенную в Петербурге вторую часть дока начали собирать во Владивостоке в 1885 году. Причем самые ответственные работы, такие как чеканка, клепка выпали на самые суровые погодные условия при сильных ветрах и морозах. В 1886 году начала действовать вторая часть, в 1887 – третья и в 1889 году – четвертая.

Первой в док на ремонт поставили баржу, затем шхуны «Ермак», «Сибирь», «Тунгуз» и колесный пароход «Амур».

Док имел в длину 90 метров и мог принимать суда водоизмещением до 8400 тонн.

Одновременно с доком в старом Адмиралтействе собирался и первый во Владивостоке плавучий кран грузоподъемностью 50 тонн. Он был изготовлен в Англии и прибыл сюда на пароходе шведской компании «Аугуст». Этот кран был неповоротным и мог ссаживать груз только на переднюю часть палубы своего понтона, н имел удобное приспособление для движения при помощи гребного винта.

29 апреля 1886 года кран спустили на воду и под командованием капитана 2 ранга Кази он начал свою работу. Между прочим кран нес свою службу долгих 90 лет.

В августе 1887 году вышел указ по морскому министерству о замене с 1 мая 1888 года должности главного командира портов Восточного океана и Сибирской флотилии должностью командира Владивостокского порта. Главным командиром Владивостокского военного порта стал контр-адмирал Н.И.Ермолаев, а капитаном порта – капитан 2 ранга Лавров.

Министерский приказ поставил точку в строительстве первой очереди нового Адмиралтейства Военного порта, дав направление на формирование при нем постоянных кадров вольного содержания, занимавшихся ремонтом кораблей.   

Кораблестроительная часть первое время располагалась в трех металлических мастерских, привезенных из Англии и установленных в 1889 году. В этом же году во Владивостоке были спущены на воду миноносцы «Сучен» и «Янчихэ» - корабли, построенные в Петербурге Русским обществом механических и горных заводов, доставленные во Владивосток в разобранном виде и собранные в новом Адмиралтействе.   

Миноносцы являлись первыми кораблями, построенными на русских верфях Тихого океана. Вскоре, из-за увеличения размеров кораблей их ремонт стало невозможно осуществлять в плавучих доках.

В октябре 1889 года портовая контора объявила торги на постройку первого сухого дока. Строителем назначили инженер-полковника В.В. Иванова.

17 января 1891 года произошло освящение места строительства, а 18 мая в 10 часов утра, в присутствии цесаревича Николая состоялась закладка дока.

Док строился тяжело. Грунт оказался сыпучим, а основными инструментами рабочих были кирка, лопата и тачка. Местного строительного материала не хватало, цемент завозился из-за границы.

Строительство в августе 1895 года посетил Степан Осипович Макаров,  которого сильно интересовали дела первой и единственной судоремонтной базы на Тихоокеанском побережье России.  Сохранилась его телеграмма в Морской технический комитет от 31 августа 1895 года:

«Сейчас осмотрел работы по постройке дока, полагают до морозов окончить все собственно по доку и затвору. Также будет окончено и водоотливное здание, к весне поставлены машины. Задержка лишь за расчисткой входа в док, разборкой перемычки. Если машины землечерпательные заказаны и придут осенью, то зимой их могут собрать и весной начать расчистку. Набережная у входа в док не разрешена, без нее док будет иметь незаконченный вид, и прилегающие к ней части по незаконченности будут повреждаться, что может даже воспрепятствовать пользованию доком. Строитель говорит, что если бы теперь разрешили набережную, то зимой можно было бы готовить камень и в апреле приступить к кладке, и пока землечерпательные машины будут удалять грунт снаружи дамбы, кладка будет окончена, а в сентябре можно было бы иметь расчищенный вход и ввести в док корабли самого большого размера. В интересах службы считаю долгом сообщить, что набережные при доке, о которых хлопотал командир порта, настоятельно необходимы. Заготовка гранита для дока ведется на острове Аскольд. Макаров».

7 октября 1897 года состоялось торжественное открытие сухого дока во Владивостоке, названного именем цесаревича Николая. Первым в док зашел крейсер 1 ранга «Дмитрий Донской». В рапорте командира Владивостокского порта так описывается это событие:

«У водокачки был помещен почетный караул, состоящий из роты Сибирского флотского экипажа, со знаменем и с хором портовой музыки, затем вокруг всего дока шпалерами была размещена вся свободная от службы команда Сибирского экипажа и с судов эскадры по назначению командующего эскадрой в Тихом океане… Крейсер был введен в док за 7 минут, затем затвор был задвинут и откачали 3 фута воды с тем расчетом, чтобы киль коснулся блоков. К вечеру того же дня крейсер был поставлен на киль и распоры утверждены. 8 октября крейсер был установлен и вода выкачана».

 В 1898 году была разработана и утверждена «Программа для нужд Дальнего Востока», по которой предусматривалось расширение строительства Военного порта и намечалась постройка большого количества военных кораблей. Был также разработан план застройки Военного порта с 1899 по 1910 год.

Увеличение численного состава Тихоокеанской эскадры и ухудшившиеся отношения с Японией заставили приступить к строительству ещё двух доков, восточного и западного, которые заложили в 1900 году. Через два года газета «Владивосток» писала:

«В глубине Гнилого угла сооружается огромный двойной док. К северу от строительства сухих доков – ряд новых зданий артиллерийской лаборатории. До пристани устроена узкоколейка. Имеются два паровоза и ряд вагонов-платформ».

С вводом в 1906 году обоих доков в эксплуатацию Военный порт мог ремонтировать суда любых размеров.

Одновременно со строительством доков выполнялся план расширения Военного порта, предусмотренный новой кораблестроительной программой.

Газета «Владивосток» так описывала ход строительных работ: «Территории мастерских расширяются. Вчерне готова большая минная мастерская, строится артиллерийская, подготавливается к постройке большой механический завод и доковая мастерская.  Вся территория порта, включая мастерские, флигели, казармы и госпитали, будет освещаться дуговыми фонарями и лампами накаливания. В мастерских все станки будут приводится в движение электричеством. Для этого строится большая электростанция. Вдоль Светланской улицы тянется со стороны порта ряд зданий: для портовой конторы, для холостых и женатых офицеров, для служащих и др. Все здания хорошей архитектуры и вообще все постройки носят щеголеватый вид. Два плавучих крана: паровой самоходный на 40 тонн и гидравлический на 100 тонн. За городом, в лощине, к северу от доков, которые строятся, раскинулись минные мастерские и артиллерийская минная лаборатория.

Все новые здания прекрасно оборудованы по последнему слову науки. Они соединяются с пристанью узкоколейкой с двумя паровозами и рядом вагонов-платформ. Пути для нее проложены ко всем помещениям». 

Новое Адмиралтейство к 1912 году состояло из четырех частей.

Первое место занимала кораблестроительная часть, к которой относились и доки. Здесь работало 542 рабочих десяти специальностей – судостроительные мастеровые, кузнецы, маляры, плотники, парусники, слесари, столяры, такелажники, шлюпочники – вчерашние крестьяне и ремесленники Киевской, Тамбовской, Полтавской и других губерний Российской империи, с семьями и в одиночку перебравшиеся во Владивосток на заработки.  Здесь они сбивались в артели и брали подряды на работы.  Как правило, половина оставалась тут навсегда, а половина возвращалась в свои деревни.

 В механическую часть или механический завод входили восемь мастерских: новая станочно-сборочная, старая слесарно-станочная, железо-котельная, чугунно-медно-литейная, медно-котельная, здесь же – кузница, модельная, сталелитейная. Механический завод изготовлял и ремонтировал судовые машины и котлы. Работало в нем около 370 человек.

Минная часть, состоявшая из минных мастерских, лаборатории и центральной электрической станции, осуществляла текущий ремонт вооружения кораблей, содержала в боевой готовности мины и другой боевой запас, обеспечивала электрическим освещением мастерские порта. Здесь работало 160 человек – молотобойцы, медники, модельщики, аккумуляторщики, монтеры электродвигателей, минные сборщики, фрезеровщики.

И последняя, строительная, часть занималась возведением в Военном порту здания и сооружения. Тут работало 150 постоянных рабочих.   

 

      

  

  

 

 

  

 

 

 

Разработка сайта — Pobeda-ru