Добро пожаловать на сайт, посвященный 150 летию города Владивостока,
                                                                                               его истории, людям, событиям

Из письма Карла Шульца родным в Финляндию. 1878 год.

Я перебрался сюда осенью 1872 года. С тех пор Владивосток сильно вырос. Его население теперь достигает 6000 человек, включая китайцев. Пологие склоны побережья плотно заселены на расстоянии примерно 6 верст. Дома в основном, маленькие, построенные из дерева. Но среди них кое-где возвышаются и более крупные строения из камня с разными фасадами. Архитектурный стиль не блещет разнообразием. Здесь заботятся не о создании красоты, а лишь о тепле в доме.

Хотя китайцам и разрешено селиться где угодно, они предпочитают жить общиной. Им не хочется смешиваться с европейцами из боязни растерять свои дурные привычки и приобрести чужие благопристойные. Чем плотнее китайцы живут, тем более комфортно они себя чувствуют. В их домах редко бывает более одной комнаты, а потолку и полу не придается ни какого значения. Даже самые богатые китайцы считают стеклянные окна ненужной роскошью. Все спят вповалку на длинных низких топчанах, сделанных из камня, внутри которых проделаны сквозные отверстия в виде трубы для подачи теплого дыма из кухонной печи. Печь не превышает размера, рассчитанного на 1-2 глиняных горшка, и имеет решетку.

Представьте, что здесь собираются полчища насекомых, которые между прочим, у китайцев считаются большим лакомством. По натуре китайцы скрытны и не готовы жертвовать собой ради других. К примеру, они могут наблюдать, как тонет их соотечественник, и не пытаться спасти его. Однако если кто-то из них попал в руки полиции, они сделают все возможное, чтобы вызволить его на свободу.

Они никогда не жалуются русским властям по своей охоте и предпочитают наказывать виновного соотечественника самостоятельно. Они блюдут традиции своей страны и считают себя много выше европейцев, невзирая на всю абсурдность их убеждения.

Они редко отказываются от своей религии, и даже если такое случается, то носит поверхностный характер. Из всех китайцев, проживающих здесь, лишь три-четыре приняли православие. Такие "предатели" подвергаются насмешкам и презрительному отношению со стороны соотечественников. Считается что они предают не только себя, но и родину.

Один китаец, решивший принять христианство, чтобы жениться на русской девушке, получил предупреждение, что будет убит, если не откажется от своего намерения иземенить религию и от женитьбы на девушке. Все же они выполнил задуманное при поддержке русской полиции. Тогда его соотечественники собрали 3000 рублей и предложили ему за отказ от православия и женитьбы. Но он любил жену столь сильно, что отказался от заманчивого предложения. С тех пор поездка в Китай даже с коротким визитом оказалась закрытой для него, в выезд за пределы города стал опасен для жизни.

Торговля и контрабанда - вот главные предпочтения китайцев. Ради этого они пожертвуют всем. Как только китаец насобирает небольшую сумму денег, он немедленно начинает торговлю с лотка и рад стоять за ним в течение даже самых холодных зимних дней, невзирая на то, что заработок не обеспечивает ему даже минимальный прожиточный уровень. Когда же его  сбережения заканчиваются, он зарабатывает деньги, поступая к ком-то в услужение, чтобы потом начать все сначала. Ради этого он занимается даже контрабандой при попустительстве местных властей. Из всех денег что китайцы зарабатывают, здесь остается лишь незначительная часть. Через несколько лет они уезжают домой, прихватив с собой все накопления.

Большинство китайцев женаты, но они ни когда не привозят сюда с собой жен. Поэтому здесь редко увидишь китаянку.

Вероятно, вы хотели бы узнать и о корейцах и их образе жизни.  

Примерно в то время, когда мы прибыли сюда, Корея пережила сильный голод, вызванный необычайно большим разливом рек. Он вынудил тысячи корейцев иммигрировать (на наши земли). Похоже это не вызвало радости у китайцев (прибывших в Уссурийский край). Корейцы буквально наводнили русские территории, прося местные власти и крестьян оказать им посильную помощь. Так как они прибыли зимой, когда связь с местами хранения запасов продовольствия прервалась, а каждый населенный пункт имел лишь минимум, необходимый для выживания населения, многие корейцы умерли от голода. Я слышал рассказы очевидцев о том, что дорога, по которой продвигались корейские иммигранты, была покрыта трупами.

Русское военное командование проявило невероятную жестокость (отказав им в помощи). Позднее, когда это известие дошло до губернатора, преступников наказали.

Дети, особенно девочки в возрасте от 8 до 14 лет, стали предметом торга по всей дороги от Посьета до Сучана. Каждый китаец покупал для себя девочек из голодной толпы. Даже многие иностранцы и русские покупали их. Обычная цена за девочку составляла 340 кг. чумизы.

В течение весны трагизм положения прибывших корейцев снизился благодаря приказу военного губернатора выделить хлеб из казенных запасов, однако можно было сделать и больше...

... В отдельных районах, отведенных для корейских поселенцев, возникли теперь большие деревни. Их жилища из торфа и глины напоминают скорее землянки, чем дома. Но люди больше не голодают, у них появилась надежда, а с ней и мужество, любовь и счастье, отражающееся в их глазах. Прибывшие с более поздней иммиграцией и кочующие семьи создали большие деревни с обширными пахотными полями. На месте маленьких землянок возникли приличные глиняные дома, и все внутри говорит о благосостоянии. В центре деревни возвышается обширная церковь, а рядом с ней - здание школы, где живет и священник - учитель. Большинство корейцев приняли русскую религию, вполне хорошо говорит по-русски и легко принимает русские традиции и обычаи. Они предпочитают одеваться по-европейски.

Ещё несколько слов о сельском хозяйстве. Почти все побережье от Посьета до бухты Ольга (около 300 шведских км.) довольно безлюдно. Только в отдельных бухточках, предоставляющих безопасную гавань для судов, встречаются жилища человека, это обычно небольшие строения рыбаков. Сельское население предпочитает селиться в 5 шведских километров от морского побережья, куда не доходят туманы и промозглость с моря.

В море впадает множество речушек, долины речек плодородны, а потому пригодны для хлебопашества. Перегной имеет глубину 1.2 метра и ширину не менее 0.6 метра. Большинство речек разливается во время сезона дождей, однако население этих мест незнакомо с нищетой, так как всегда снимает урожай, с лихвой обеспечивающий их годовые потребности. Из одного клубня картофеля снимаю 100, что кажется невероятным. Наряду со злаками, типа пшеницы и ржи, которые нам известны дома, здесь выращивают масленичные культуры, дыни, арбузы и многие неизвестные нам культуры.

Опиум делают в большом количестве из цветков мака, который здесь широко культивируется. В основном этим занимаются корейцы, неплохо зарабатывая на торговле им. Летним солнечным утром маковое поле смотрится очень красиво, особенно когда женщины и дети ножом срезают коробочки, выжимают белый сок и оставляют его на солнце до испарения влаги и получения порошка опиума.

Хотя в области выращивают много зерновых, муку и зерно также ввозят из Центральной России. Дело в том, что здесь нет мельницы.

Крестьяне перемалывают зерно для своих нужд вручную при помощи мельничного жернова, приводимого в движение лошадью. Постройка мельницы сделает кого-то богатым в будущем...

... Я думаю, например, что производство спичек дало бы большой доход. Ежегодно спички доставляются морем на сумму около 8000 рублей. А так как в Иркутске также нет спичечной фабрики, то их в большом количестве можно было бы отправлять туда по Амуру...

... Производство кирпичей тоже нужное. Здесь много раз пытались обжигать кирпич, но результат всегда оказывался неудачным...

... Рыбная ловля также может принести немалые деньги. Море кишит рыбой, но ни кто не понимает этого и не пытается ловить рыбу (на продажу). В течение всей долгой зимы в реках много корюшки. Весной ловится сельдь, но она не вкусная. Летом покупают камбалу у китайцев, которая идет на крючок. Особенно много кеты, но она тощая и сухая. А вот та, что поймана в море до ее захода в реки на нерест, вкусная, но ловить ее там трудно. В это время года всегда можно купить крабов огромных размеров за очень низкую цену. По виду они похожи на гигантских пауков. Их клещи достигают 2 фута в длину, цвет их желтый, а мясо сладковатое, но мягкое. Они стоят 10-12 копеек. С определенной трудностью желудок может вместить мясо одного краба.

Летом сюда в большом количестве заходит нечто вроде восковницы. Она очень вкусная, но никому не приходит в голову ловить ее. Иногда косяки так велики, что рыбу можно ловить руками, стоя в воде.

Весной прибыльна охота на тюленей. Двое моих знакомых отправились на один из близлежащих островов и убили прикладом 17 (маленьких) тюленей за короткое время. Молодые тюлени глупые, не боятся человека и разрешают убивать себя ударом приклада. На морских рифах сидит много тюленей и морских львов в течение всего лета, но их можно только пристрелить.     

Можно немного рассказать об охоте и жизни местных обитателей тайги. Когда мы прибыли сюда впервые, лес был совершенно диким, но с тех пор многое изменилось в сторону обеднения природы.

Китайцы организовали настоящие военные действия по истреблению благородного оленя. И вот как они это делают. Они обносят высоким частоколом участки земли на целые мили на расстоянии 150 шагов друг от друга и высотой 3 фута. Внутри участка роется яма в виде колодца, обрамленного бревнами, поставленными вертикально. На каждой стороне ямы кладется бревно толщиной 0.6 метра так, чтобы зверю пришлось прыгать через него. Яма прикрывается сверху сучьями и сухими листьями. На расстоянии примерно 40 верст друг от друга строятся фанзы, где живут те, кому приходится следить за ямами. Летом каждое утро, а зимой каждые три дня один человек заходит с одной стороны ямы, а второй с другой стороны, чтобы проверить, кто попался в их предательскую ловушку.

Нередко туда попадали два-три зверя. Если туда попадала самка оленя, добычу извлекали из ямы, чтобы добить тут же. Однако если в западню попадал самец, не обновивший рога или не отрастивший их до полной зрелости, когда они ценятся особенно высоко, человек возвращается на фанзу, берет с собой лошадь или быка, запрягает животное в сани и возвращается назад с двумя помощниками.
По прибытию на место они поднимают оленя наверх, привязывают на санях и везет к себе, где его освобождают от пут и запирают в сарай, сделанный из дубовых стоек специально для этой цели. В первые два-три дня зверь не получает ни воды, ни еды, после чего он становится спокойным и управляемым с помощью веток и воды, которые он употребляет в пищу, оставшись один. Через несколько дней он становится ручным и берет пищу из рук своего конюха. Примерно через один-два месяца он привыкает к людям. Его держат взаперти, пока у него не вырастут рога, и тогда их срезают. На ощупь рога мягкие и пушистые, цвет их желто-красный. Они проходят долгую процедуру обработки (долго вывариваются) с тем, чтобы стать готовы к употреблению. Богатые китайцы используют рога в медицинских целях. Так как они редки, то цена на них остается высокой.
В Китае пара хороших рогов стоит 4000 - 5000 рублей. Позднее, когда население города увеличилось, вновь прибывшие охотники внесли свою лепту в уничтожение животного мира тайги. Однако благодаря тому, что олень быстр и пуглив, уничтожить полностью его не успели. Хотелось бы, чтобы местные власти запретили поимку оленей с помощью ям-ловушек как жесткого способа охоты. Очень быстро из-за таких методов охоты у зверей не останется шансов спастись: западни подстерегают их повсюду.

Кроме названных выше зверей здесь есть ещё дикие кабаны. Они весьма тесно общаются между собой, но охотник может подойти к ним на расстояние ружейного выстрела только при соблюдении большой осторожности. Лишь изредка встречаются 1-2 особи отдельно от стада, и они обычно крупных размеров. Если ранишь кабана, придется проявлять особую бдительность, так как он становится необычайно опасным. Когда кабан в ярости, он стремительно мчится вперед, разрывая на своем пути все в клочья. Во время походов в лем мне не доводилось убивать кабанов или встречать особь огромных размеров, но однажды я нашел скелет головы кабана длинной 0.7 метра. Единственные звери в местной тайге, которые заслуживают внимания, это медведь, тигр и пантера.
Есть два вида медведей: маленький бурый с белой грудью (думаю, вес его не превышает 102 кг.) и черно-бурый. Говорят, что первый очень свиреп, когда его ранят. Но сам я ни разу не видел его удирающим от человека. Однажды я ранил такого медведя на расстоянии 15 шагов. Старый зверь заревел, раздраженно посмотрел на меня и удалился, прежде чем я успел перезарядить ружье, чтобы послать ему повторное сердечное приветствие. Сознаюсь с чувством стыда, что мне не хотелось преследовать старого медведя. У меня осталось достаточно времени на самооборону, но не для атаки.

Бурый медведь огромен. Я встречал таких великанов трижды. Однажды один такой великан подошел ко мне за минуту до рассвета, во время моей охоты на оленей. Когда расстояние между нами осталось 10 шагов, я выстрелил. Колосс упал почти сразу, но поднялся, отряхнул шерсть, злобно взглянул на меня и начал удаляться. Расстояние между нами было столь незначительным, что я не успел перезарядить ружье до того, как зверь смог атаковать меня, если бы я ранил его. Поэтому я приготовил кинжал для рукопашного сражения с ним. Это бы не была борьба на равных, так как перевес был не на моей стороне. Кинжал вряд ли мог бы помочь мне против такого "парня". Но как только я пошел навстречу зверю, он в испуге ринулся от меня прочь через густой орешник и исчез.

Самого крупного медведя я встретил однажды вечером, когда ехал верхом на золотоносный прииск без ружья. Убежденный, что это лишь одна из моих лошадей, убежавших накануне из лагеря, я поехал прямо на шорох с намерением привезти беглянку назад. Вы можете представить мое удивление, когда на расстоянии 10-12 футов я увидел огромного медведя. Моя лошадь остановилась, наотрез отказавшись идти дальше. Зверь посмотрел на меня серьезно и немножко удивленно, затем фыркнул, повернул налево и исчез. Как это ни странно звучит, я был больше удивлен, чем испуган, так как медведь оказался значительно крупнее тех, которых я встречал ранее.

Это звучит нереально, но год назад был убит медведь весом 375 килограмм. Этот факт подтверждается одними и оспаривается другими. Так что я не знаю, чему верить. Но я знаю точно, что манза, с которым я охотился в Стрелке в 1873 году, убил медведя, давшего 22 пуда мяса и 4 пуда жира. Размер шкуры составил 9.5 футов на 6 футов. То медведь, которого я встретил, был не меньше.                                     

                                    

 

 

Разработка сайта — Pobeda-ru