Добро пожаловать на сайт, посвященный 150 летию города Владивостока,
                                                                                               его истории, людям, событиям

Иван Васильевич Фуругельм, 1868 год.

"Декабрь. Богатое развитие береговой линии в южной части Приморской области доставило нам при занятии страны несколько отличнейших гаваней, из которых каждая представляет в морском отношении столько удобства, что с первого взгляда трудно предпочесть ту или другую для устройства в ней порта, но если иметь в виду военное значение Новгородской бухты, расположенной на границе с Кореей и Китаем, то необходимо отдать ей предпочтение перед другими. Это значение Посьетского залива, конечно, имелось в виду и в первое время занятия страны, так как там раньше, чем в других местах учрежден военный пост, но крайний недостаток в строевом лесе и даже в дровах с самого начала поставил Посьет в зависимость от изобилующего лесом Владивостока, куда одновременно с учреждением Новгородского поста пришлось отрядить команды для заготовления леса. Это обстоятельство при незначительности перевозочных средств, заставило ограничивать учреждения в Новгородской бухте лишь тем, что было необходимым для обеспечения границы, и при посылки судов Сибирской флотилии на зимовку в южны гавани приходилось задерживать их не в Посьете, а во Владивостоке, где устроились первоначальные морские учреждения.
В 1860 году в нем имелись уже казармы, магазины, пристани и дом для офицеров, а как главная заготовка леса тоже была во Владивостоке, то в этот порт отправлена в том же году и паровая пила. После того, в 1865 году, для высланных с Николаевска станков устроено во Владивостоке небольшое механическое заведение и литейная, достаточные для обыкновенного мелкого ремонта судов.
Таким образом, несмотря на предпочтение, которое должно дать Новгородской бухте, все имеющиеся в южных гаванях морские учреждения сосредоточились во Владивостоке, и по значительности расходов на перенесение их в Посьет предпринять это в настоящее время невозможно, в особенности при сделанных в последние годы сокращениях в морской смете.
Эти обстоятельства и ограниченность суммы, ассигнованной по смете на исправление судов Сибирской флотилии, равно как и необходимость ввозки в док большей части из них, заставили меня изыскать более дешевые способы к исправлению судов дома, чтобы тем еще избежать зависимости от других портов. С этой целью выстоен в прошлом году эллинг для вытаскивания судов, и, кроме того, я поручил произвести разведочные работы для устройства дока во Владивостоке, местность которого представляет более благоприятные для того условия, чем Посьет.
Благодаря усилиям лейтенанта Этолина, заведующего морской частью в южных гаванях, работы по доку увенчались полным успехом, несмотря на крайнюю ограниченность средств, и я надеюсь, что в будущем году те суда Сибирской флотилии, которые требуют исправления, могут быть введены в этот док. Таким образом, в силу сложившихся обстоятельств, изложенных выше, суда Сибирской флотилии имеют своим портом Владивосток, а порту является потребность организовывать там на правильных основаниях морскую часть и усиливать ее средства."        

Следующая статья: Карл Шульц, 29 января 1878 года
Разработка сайта — Pobeda-ru