Добро пожаловать на сайт, посвященный 150 летию города Владивостока,
                                                                                               его истории, людям, событиям

ПРЕБЫВАНИЕ ЧЕЛЮСКИНЦЕВ ВО ВЛАДИВОСТОКЕ 

13 апреля 1934 года закончилась экспедиция ледокола «Челюскин», возглавляемая крупнейшим исследователем Арктики О.Ю.Шмидтом. Рейс «Челюскина», кроме сбора разностороннего материала, должен был послужить проверкой возможности прохода Северным морским путем грузовых пароходов, специально для этого приспособленных. Уже в конце пути, пройдя пять морей Ледовитого океана, в Беринговом море «Челюскин» оказался зажат льдами. В связи с возникшей угрозой затопления, экипаж и члены экспедиции вынуждены были высадиться на льдину, а уже 13 февраля судно затонуло. С этого дня началась операция по спасению челюскинцев. В спасении принимали участие 16 самолетов и 7 лучших полярных летчиков – Ляпидевский, Леваневский, Каманин, Молоков, Доронин, Водопьянов, Слепнев. Из Владивостока на спасение был направлен пароход «Смоленск» и дополнительно пароход «Свет», из Петропавловска-Камчатского – пароход «Сталинград». В качестве резерва был подготовлен отряд дирижаблей, ледокол «Красин», ледорез «Литке». Более месяца экспедиция находилась на льду. Операция по спасению людей была завершена 13 апреля. Приняв на борт полярников, доставленных самолетами в бухту Провидения и бухту Лаврентия, пароход «Смоленск» направился во Владивосток.

Прибытие «Смоленска» с челюскинцами во Владивосток ожидалось в начале июня. Город активно готовился к встрече. Очищалась Семеновская площадь, ремонтировалась мостовая улицы Ленинской (ныне Светланская), прокладывалось земельное полотно по ул. Корейской (ныне Пограничная), производился ремонт Партизанский проспекта, побелка фасадов домов по центральным улицам города, приводились в порядок Ленинский сквер (ныне не существует, на его месте центральная площадь) и сады Жариковский (район транспортной остановки «Дальзавод»), Гайдамакский, на ул. Первого Мая (ныне Петра Великого), Жертв революции. Место швартовки «Смоленска» на 32 причале украшалось лозунгами, флагами, зелеными гирляндами. Улицы, по которым должны были проследовать челюскинцы до мест размещения, также украшались плакатами и щитами, отражающими техническую мощь СССР, что и обеспечило успешное спасение полярников. На зданиях Дома Красной Армии и Флота, штаба Морских сил Дальнего Востока разместили большие портреты героев. Особо декорировалась вокзальная площадь, здание вокзала, Дворец труда (ныне одно из зданий Администрации Приморского края на ул. 1-я Морская, 2) и Приморский областной военкомат. При пересечении улицы Китайской (с 1965 года слилась с Океанским проспектом) с улицей Ленинской в направлении от главных ворот порта по эскизу архитектора Заседателева возводилась специальная арка. В оформлении улиц города, его зданий принимали участие 15 лучших художников, архитекторов, инженеров.

7 июня Владивосток встречал челюскинцев. К 4 часам дня улицы города заполнили тысячи горожан. Крыши домов, балконы, сопки были буквально облеплены людьми. От арки до ворот порта выстроились линии почетного караула. На причал прибыли родственники, приехавшие во Владивосток специальным курьерским поездом. Масса цветов, зелени, гирлянд. В 4 часа 25 минут раздалась команда «смирно», в наступившей тишине раздались гудки предприятий и стоявших в бухте пароходов. Человеческих голосов не было слышно. Из-за мыса Чуркина показался «Смоленск». Как только смолкли гудки, раздался салют из 15 орудийных выстрелов. С появившихся самолетов, низко реявших над пароходом, вниз полетели букеты цветов и листовки. Пароход причалил. Начался митинг. После его окончания челюскинцев, к которым приехали семьи, разместили в гостинице "Версаль", остальных в общежитии Дома политпроса. Прибывшие на встречу гости были размещены в гостинице «Золотой Рог». Вечером этого же дня в городском театре в 7 часов вечера прошла торжественная встреча челюскинцев с лучшими ударниками города и края. На второй день, 8 июня, днем состоялись встречи с рабочими города, а вечером челюскинцы, разбившиеся на две группы, встречались с краснофлотцами в Доме Красной Армии и Флота и с водниками в их клубе. На следующий день в редакции газеты «Красное знамя» они встречались с коллективом газеты и городских многотиражек: завода им.Ворошилова (Дальзавод), Дальневосточного морского пароходства, корейской газеты «Авангард», с частями Красной Армии и Флота. И уже вечером этого же дня специальным составом экипаж отбыл в Москву.

Челюскинцы были потрясены тем, как встречал их Владивосток. Капитан парохода «Челюскин» с пути следования направил городу телеграмму: «Приморская область, находящаяся вблизи места нашей катастрофы, не только принимала самое горячее участие в спасении челюскинцев, но и поразила нас теплотой встречи и проводов, оказанных нам."

Значение челюскинской эпопеи на тот период было велико настолько, что именно за этот подвиг было установлено звание Героя Советского Союза и первыми кавалерами этой награды стали летчики, участвовавшие в спасении челюскинцев.

Ю.П.ЩУКОВСКАЯ,

Научный сотрудник
Государственного архиваПриморского края

 

 
 
Источник:
"Красное знамя". 1934. 16,17,20 февраля;
                                        1,6,10,21,24,26 марта;
                                        3,9,12,14,16,18; апреля;
                                       10, 11,16,23;1,5,8,12 июня.
Следующая статья: Нерестилище. Золотой Рог.
Разработка сайта — Pobeda-ru