Добро пожаловать на сайт, посвященный 150 летию города Владивостока,
                                                                                               его истории, людям, событиям

Маринист – патриот.

12 мая 2016 года в Находке прошла персональная выставка мариниста России Валерия Ивановича Шиляева. Его патриотический настрой глубоко отзывается в сердцах приморцев.

        Такая выставка является престижем и триумфом русской культуры Приморья.

        Выставка «Море жизни» представляет работы последних двух лет, в том числе уже знакомые прежде полотна.

        Мы приехали в Находку чуть раньше открытия что бы в спокойной обстановке первыми увидеть потрясающие шедевры славянского мирового искусства и найти несколько минут для общения с творцом и патриотом этих работ Валерием Шиляевым.

        В выставке прослеживаются работы нескольких направлений. В первую очередь это безусловно исключительно выразительный и индивидуальный морской пейзаж, совершенно классического вида работы высочайшей художественной динамики. Этого вида полотна господствовали на выставке всей своей романтикой и грациозностью. Зал имел совершенно неудобное освещение, гасил красоту красок и глубину изображения. Но даже в этом досадном моменте был виден уникальный мастер морского пейзажа. Волна валится на тебя из жутких глубин моря и не останавливается в рамках полотна. Волна нависает над залом своей невероятной искристой мощью. Создаётся впечатление, что вот-вот на тебя обрушится гигантский холодный вал. Неудачное освещение уменьшает эффекты осмотра картины, тонкостей рисунка. Невероятная загадка работы кистью над такой волной не только удивляет наблюдателя, наблюдателю приходится лицезреть работу для самого себя, даже если он не понимает уровень работы мастера. Не надо обращаться к Айвазовскому как эталону морского пейзажа. Не нужно вспоминать «Девятый вал». Это для Шиляева пройденный классический этап живописи прошлого.

Другой характер носят работы исторического плана. В этих работах звучит гимн мужеству землепроходцев русского Дальнего Востока. Мы привыкли в официальной истории замечать этапы освоения русскими дальневосточных рубежей своей страны. Это совершенно не так. Мы давно живём на этих рубежах. И наша жизнь на этих рубежах десятки тысяч лет. Поэтому говорить об освоении просто не этично. Восток давно освоен русскими и как говорят настоящие историки прошлого и настоящего – славяне на востоке жили всегда. Последнее увеличение русского населения на востоке, это политическая дань в современной цивилизации и, она не является видом освоения, а видом дополнительно утверждения своего вечного присутствия.

Сам Валерий Иванович прошёл труднейшую морскую школу морской профессии. Он изнутри самым блестящим образом знает все аспекты морского труда. Без этого он бы никогда не подошёл к мольберту. Реальность и истина, это его способ работы над морским полотном.

Зал наполнялся людьми. Появилась великолепная хоровая капелла. Десятки фотоаппаратов и пресса пытались запечатлеть текущие события. Здесь были представители Администрации, критики, корреспонденты и я даже заметил чёрную сутану священнослужителя славянской церкви. Это был благообразный не старый человек в достойной одежде священника с крестом.

Он никак не выделялся из толпы, а как-то даже соединял культуру славян в одно общее настроение. Выделялись красивой формой местные гардемарины. Высокие плечистые ребята, а рядом с ними скромная маленького роста женщина в морской форме, видимо наставник. Эта группа стояла, нахлобучив на свои коротко стриженные головы солидные морские фуражки. Это была очень небольшая непочтительная молодёжная группа. Я подошёл к двухметровому верзиле со знаком механика на рукаве и посоветовал ему снять головной убор. Засмущавшись, вся группа освободила свои головы от морского атрибута. Конечно, это частный случай и, он ни о чём не говорит. Но не пристойно видеть человека морской профессии необученного элементам поведения в общественном месте.    Зал всё больше наполнялся и около картин уже было просто обыкновенное столпотворение любопытных.

        Из всех выдающихся картин выставки я бы назвал небольшую работу, которая называется «Гордость Балтимора. Только ветер и море». Я долго стоял перед этой работой и даже холдное освещение не мешало увидеть не только блестящее мастерство исполнения картины, но ещё и яркое присутствие госпожи удачи и кисти. Со знаменитым  критиком мы подошли к картине вторично и, я указал мастистому мэтру на удивительно глубокие и тонкие ньюансы полотна. Я не думаю, что критику удалось как мне почувствовать скромность и грациозность работы. Я сказал об этом художнику, но он своё лучшее детище не поставил впереди остальных. Это можно понять. Просто короткий момент удачи не всегда сохраняется перед огромными полотнами, на которые потрачен чудовищный труд ваятеля.

        Из картин современного плана в глаза бросается маленькая, но очень дотошная работа «Мотоботчики». На картине перед нами на огромном просторе Охотского моря стальная скорлупка мотобота. Прототип мотобота сделан на Диомидовском судоремонтном заводе ещё в те времена, когда я работал в ВБТРФ преподавателем и строителем Водолазной школы Министерства рыбного хозяйства СССР. Среди простонародья рыбаков этот мотобот называется «кавасаки». Хотя японцы никогда не строили такие уникальные русские суда для открытого моря. Мотобот на картине, это краболов. Под его килем на глубине сотен метров крабовые ловушки. И от удачи лова крабов этим мотоботом зависит успех огромного рыбоконсервного судна. На таких судах – мотоботах, работали только очень смелые экипажи. И Валерий Шиляев был среди них.

Нужно подчеркнуть, что Валерий Иванович является мастером рисунка классики броненосного  флота империи. Его изображения судов совершенно не фотографичны, но полностью раскрывают весь характер броненосного корабля. Это не обязательно бой, это ещё просто красота линий классического русского судна. Рисунки этих судов, особенно сочный колорит, особенная стать мощи, человеческого мужества экипажа и ещё везде прослеживается особенный славянский тон морского странника. Если Пикулю удалась в «Крейсерах» суть трагедии и славы, суть тяжкого испытания, суть мучительной кончины жизни человека в море, то Валерию Ивановичу удалось  тоже самое не пером, а кистью. Но сравнение там и там говорит о том, что это два выдающихся мастера.

Народу в зале прибавлялось и к картинам уже было почти невозможно подойти. Жаль, но людям был нужен хороший гид для того, чтобы объяснить безусловную красоту полотна. А такого гида не было, и каждый человек сам пытался постичь глубину осмысленности творений Валерия Ивановича. Это большой недочёт у организаторов. Валерий Иванович был гидом у небольшой группы администрации Находки и то не у всех картин, а только у самых броских. Моё выступление было коротким, но как посчитали благодарные слушатели очень ёмким. Потом несколько минут я просидел за спинами в укромном уголке зала. Ко мне без конца подходили люди с вопросами, но знакомых среди них были единицы. 

Первый день выставки закончился в комфортабельных помещениях оздоровительного комплекса «Отрада». Все выступления присутствующих затрагивали и аспекты маринистики и личное мнение по этому поводу. Моё выступление в общем смысле имело только одно значение, что двухлетний труд Валерия Ивановича не пропал зря.

 

Владивосток Г.П.Костин 2016 год

 


Публикации автора:

Разработка сайта — Pobeda-ru